Рядом с воротами, ведущими в храмовый комплекс Rojanji. Дизайн дорожек на пути к главному зданию. Одна из буддийских статуй. Kuri – главное здание храма. Буддийские святыни внутри главного здания. Здание Hojo, с веранды которого открывается вид на сад камней (фото с открытки). Сад камней и глинобитный забор (увы, оказавшийся скрытым во время нашего визита - фото с открытки).
Сад камней Rojanji такой, каким мы его увидели. На веранде Hojo. 7 камней Rojanji. 5 камней Rojanji. Сад камней Rojanji в миниатюре. На пути к чайной комнате. Сад рядом с чайным залом. Камень-бассейн Tsukubai.
Фото с девушками в национальной одежде, встреченными нами в парке Rojanji. Фото с девушками в национальной одежде, встреченными нами в парке Rojanji. Лестница, ведущая в северную часть комплекса. Буддийско-космическая конструкция... Живописный "домик" в западной части парка. Растения вокруг... Дорожка и ландшафтный дизайн в западной части парка.
Дорожка и ландшафтный дизайн в западной части парка. Дорожка и ландшафтный дизайн в западной части парка. Листья японского клёна. Ландшафт парка с зарослями бамбука на заднем плане. Рядом с маленьким храмом в западной части комплекса. Внутри его... Пруд мандариновых уток Kyoyochi Pond.
Вид на островок Bentenjima и зал, хранящий образ Sarasvati. Хурма на фоне Kyoyochi Pond. Компьютерная модель сада камней Rojanji.

Сад камней Rojanji

Рёандзи — буддийский храм на северо-западе Киото, принадлежащий секте Риндзай. Был построен в 1450 г. Стал прибежищем монахов, исповедовавших дзэн-буддизм.. Сейчас известность храма поддерживается благодаря саду камней в дзэн-буддийском стиле, являющемуся одним из самых удивительных и знаменитых философских садов. Считается, что автором сада Рёандзи был знаменитый мастер Соами.

Сад выполнен в манере абстрактного «сухого ландшафта» - карэ-сансуй – и представляет собой небольшую по размерам прямоугольную площадку (с востока на запад — 25 м, с юга на север — 10 м), засыпанную белым гравием. На площадке расположено 15 камней, они организованы в пять групп. Вокруг каждой группы, как обрамление, посажен зеленый мох. Гравий «расчесан» граблями на тонкие бороздки, которые могут ассоциироваться с мягкой рябью воды. С трех сторон сад огорожен невысоким глинобитным забором (в момент нашего визита он был затянут ширмой, видимо, в связи с реконструкцией). Сад является частью храмового здания, поэтому подойти к нему можно, только пройдя через храм, а созерцать — только сидя на веранде храма.

Что же олицетворяют собой камни в саду? Одни считают, что это пять великих горных вершин, поднимающихся к небу сквозь облака, другие думают, что это пять островов в безбрежном океане, кому-то кажется, что это тигрица со своими детенышами переплывает бурное море, кто-то видит в расположении камней китайский иероглиф "сердце". Ассоциативный ряд бесконечен. Однако дзэн-буддисты отрицали такие, слишком прямолинейные толкования композиции и были склонны относиться к красоте сада, как к проявлению непостижимой природы бытия. Особенность композиции сада Рёандзи заключается в том, что, с какой бы части веранды зритель ни смотрел на сад, он всегда будет видеть только 14 камней. Пятнадцать камней расположены так, что один из 15 камней оказывается скрытым от взгляда наблюдателя, под каким бы углом он на них не смотрел. Утверждается, что лишь тот, кто посредством длительных медитаций и нужного настроя сознания достигнет просветления, сможет увидеть последний, невидимый камень.

Философский смысл, заложенный в такой композиции, можно трактовать по-разному. Вот, например, что пишет в своей книге "Пятнадцатый камень сада Рёандзи" журналист-международник Владимир Цветов: «Это была наглядная модель познания, метафора науки. Обязательно остается что-то неизвестное, несосчитанное, неучтенное. Мы уверены, что мы видим то, что есть, до конца, и в голову не придет, что есть что-то еще, чего мы не видим».

Сад камней на территории храма Рёандзи считается одним из величайших шедевров японской культуры. В декабре 1994 года храм Рёандзи был объявлен памятником всемирной культуры, охраняемым ЮНЕСКО - в первую очередь, благодаря своему саду.

Еще одна загадка сада — в его гипнотическом воздействии на человека. Созерцание камней дает возможность сосредоточиться, обрести спокойное состояние духа и углубиться в себя. Ведь этот сад был создан мастером для медитаций монахов. В очертаниях камней, в бесконечности ассоциаций, которые они рождают в разное время года и при разном освещении в течение дня, каждый зритель находит что-то свое - сокровенное и важное для него.

Исследователи из Киотского университета в Японии решили просчитать принцип создания совершенного дзеновского сада камней при помощи компьютера. В итоге выяснилось, что на первый взгляд бессистемный микропейзаж из камней и мха на квадрате гравия выложен по очертаниям древесных ветвей. Если посмотреть на этот сад с определенного места, то пустое пространство формирует в подсознании созерцателя образ дерева. С помощью компьютерного анализа стало ясно, что если соединить середины отрезков, соединяющих камни, то появятся очертания ветвей (схема компьютерного анализа приведена на слайде). Ученые провели серию экспериментов, чтобы выяснить, какие еще расположения камней могут создавать этот эффект, но не нашли больше ни одного. Малейшие изменения в топологии компьютерной модели сада разрушали дерево. Члены исследовательской группы так подвели итог своей работы: «Мы полагаем, что именно бессознательное восприятие этого паттерна способствует загадочной привлекательности сада». Однако предположение исследовательской группы о намеренном использовании эффектов, подобных обнаруженному в саде камней Рёандзи, нуждается в дополнительных доказательствах. Не исключено, что композиции, воспринимаемые на уровне бессознательного, создавались на этом же уровне, чисто интуитивно. Не исключено также и то, что найденный паттерн случаен, а наука, заявившая о своем успешном вторжении на территорию дзэн-буддистского "не-ума", лишь повторяет ошибку молодых монахов, пытающихся решать коаны посредством логики.

Кроме сада камней на территории Рёандзи есть и другие достопримечательности. Перед чайным залом расположен небольшой наполненный до краёв водой камень-бассейн Tsukubai с начертанным иероглифами концептуальным дзэновским текстом «I learn only to be contented».
На территории Рёандзи разбит парк с прекрасным ландшафтным дизайном. В южной части храмового комплекса расположен большой пруд Kyoyochi Pond (Oshidoriike), созданный в конце 12-го века, т.е. ещё до строительства храма. Ранее этот пруд был пристанищем мандариновых уток, благодаря чему Рёандзи был известен как Oshidoridera - храм мандариновых уток.
Назад

Hosted by uCoz