Пара слов о том, что обычно встречается в синтоистских святилищах. Ворота Torii перед входом в святилище рядом со зданием JPC-SED в районе Shibuya. Очищающий источник. Дракон на очищающем источнике. Дракон крупным планом. Хранитель Ah! Хранитель Um!
Ворота тории, ведущие к алтарю бога Inari. Лисицы - посланники бога Inari. Каменная статуя и маленькая фигурка, принесённая посетителями святилища. Слева - алтарь Inari. Справа - одно из строений святилища. Хранитель перед главным зданием святилища. Хранитель перед главным зданием святилища. Главное здание. Оформление фасада главного здания (драконы, слоны и др.)
Территория святилища (девушка подманивает кошку)... Через неделю на дорожке святилища появилось сплетённое из соломы кольцо... А маленькую лисичку кто-то подвинул в сторону... Вид на территорию святилища от главного здания. Вход во второе святилище, посвящённое богу Inari. Очищающий источник. Ряд фонарей рядом с очищающим источником.
Ворота Torii ведущие к главному залу святилища. Главный зал и лисы-хранители. Вид на ворота Torii cо стороны главного зала. Боковой вход в святилище. Ворота, указывающие путь к святилищам от улочки в соседнем квартале (вход во второе святилище виден прямо по курсу).

Синтоизм и синтоистские святилища

Синтоизм (Shinto – «путь богов») - национальная религия японцев, уходящая своими корнями к VI в. до н.э. В отличие от большинства современных религий, она не имеет священных книг или писаний. В этом смысле синтоизм даже не религия, а отношение к жизни и природе. В синтоизме почитаются божества (ками), чья сущность заключена в природных явлениях, таких как горы, реки, вода, камни, деревья, животные. Также почитаются души усопших, включая души предков - покровителей семей, родов, отдельных местностей. Японцы верят, что явления и чудеса природы создаются могущественными, сверхъестественными силами, и в них пребывает сам божественный дух. В синтоизме часто обожествляются великие воины, лидеры, учёные (как пример, см. раздел Kameido Tenjin Shrine). Синтоистские святилища (shrine) посвящены различным богам синтоистского пантеона, и расположены по всей территории Японии. Среди природных объектов японцы особым образом выделяют солнце. Богиня Солнца - Аматэрасу Омиками (Великая священная богиня, сияющая на небе) - считается основным божеством в синтоизме и является прародительницей императорской фамилии. А боги «ками» являются прародителями не людей вообще, а именно японцев, которые вследствие этого отличаются уникальным характером. Японцы на своём родном языке называют свою страну «Nippon», что буквально означает «происхождение от Солнца». Это отражено на японском флаге - красный диск в центре белого полотна символизирует солнце.

Синтоизм развивался под влиянием буддизма, конфуцианства и даосизма, отчасти смешиваясь с этими религиями. В период между Реставрацией Мэйдзи (1867–1868) и окончанием второй мировой войны синтоизм служил официальной идеологией государства и был объявлен своего рода «надрелигией», обязательной для всех японцев, независимо от их вероисповедания. После Второй мировой войны синтоизм потерял статус «надрелигии», Конституция 1947 г. провозгласила отделение религии от государства и политики.

Сейчас в Японии насчитывается около 80 тыс. синтоистских святилищ (Shinto Shrines, дзиндзя), в которых отправляют обряды свыше 27 тыс. священнослужителей (каннуси). В то время как крупные храмы обслуживают десятки каннуси, на несколько десятков мелких приходится по одному священнослужителю. Большинство каннуси сочетает служение синтоизму с мирскими занятиями, работая в качестве учителей, служащих местных муниципалитетов и других учреждений.

Как вести себя в синтоистском святилище?
Спокойно и почтительно.
Не следует посещать святилище, если вы больны, имеете открытые раны или пребываете в трауре, поскольку всё это является причинами нечистоты (загрязнения). Подойдя к очищающему источнику рядом со входом на территорию храма, возьмите ковшик, наполните его свежей водой и ополосните руки. Затем налейте немного воды в ладонь и из ладони ополосните рот, сплюнув воду за пределами источника. Не нужно набирать воду в рот прямо из ковшика, либо глотать её.
В offering hall (молельном зале/ зале пожертвований) бросьте монетку в коробку для пожертвований, два раза низко поклонитесь, дважды хлопните в ладоши, ещё раз низко поклонитесь и помолитесь несколько секунд. Если есть гонг или колокольчик, перед молитвой позвоните в него, чтобы привлечь внимание богов «kami».

Синтоистский храм обычно состоит из двух частей: хондэн, где хранится предмет, символизирующий объект культа (синтай), и хайдэн — зал для молящихся. Обязательным атрибутом святилища служит устанавливаемая перед ним арка П-образной формы — тории. Синтоистский культ может справляться не только в храмах. Для этого может быть выбран любой объект (строение, дерево, скала и т.д.), «святость» которого обозначают сплетенной из рисовой соломы веревкой — симэнава. Во многих семьях имеются домашние алтари — камидана, в которых объектами почитания служат таблички с именами предков.

О том, что обычно встречается на территории синтоистского святилища можно узнать из первого слайда. Кроме описанных в нём строений и объектов, на территории святилища могут находиться и другие разнообразные строения, такие как дом и офис священнослужителя, склады для mikoshi (носилки-паланкины, на которых переносят kami во время синтоистских фестивалей и процессий), а также иные вспомогательные сооружения. В отличие от буддийских храмов, на территории синтоистских святилищ практически невозможно встретить кладбищ, т.к. смерть в синтоизме связывается с загрязнением.
Главным источником доходов крупных синтоистских святилищ служат традиционные новогодние паломничества, когда количество посетителей каждого из них колеблется от сотен тысяч до миллионов. Солидную прибыль приносит торговля амулетами и заклинаниями (на предотвращении дорожных катастроф, от пожаров, на сдачу экзаменов и т. д.), предсказаниями судьбы; кроме того, значительный доход приносят находящиеся в ведении храмов залы для свадебных церемоний.

Здесь представлены снимки, сделанные на территории синтоистского святилища, найденного "во дворах" неподалёку от здания JPC-SED в районе Shibuya. Рядом с первым святилищем было найдено и второе, меньшего размера, посвящённое богу риса и урожая Inari.
Назад

Hosted by uCoz